Орфограммы 1 класса. 1. Заглавная буква в начале предложения. Начало предложения пишется с большой буквы. Пример: Мальчики играли во дворе. 2. Заглавная буква в имени собственном. Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Пример: Марина, Волга, Москва.
3. Я правила в школе учить начинаю, Теперь очень твёрдо, уверенно знаю: В сочетаниях ЖИ - ШИ только И, всегда пиши! В сочетаниях ЧА - ЩА пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ - ЩУпишут только букву У. Прочитайте и выучите чистоговорку: Ча-ча-ча - у меня нет ключа. Чу-чу-чу - в самолёте я лечу. Ща-ща-ща - в пруду поймали мы леща. Щу-щу-щу - я сегодня не грущу.
4. ЧК – ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД – ЗН; СН Чк – чн; чт – нч; щн – нщ;зд – зн; сн; пиши без мягкого знака Пример: ручка, ночной, песня
5. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я) Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Пример: моря - море Если буква у тебя Вызвала сомнение, То немедленно её Ставь под ударение!
6. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре. Пример: молоко, ребята, корова.
7. Парная по глухости - звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) Чтобы проверить парную по глухости - звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная. Пример: завод – заводы, лес – лесной.
8. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Мягкость согласных на конце слова и в середине слова перед согласными обозначается с помощью мягкого знака. Пример: семь, сеять, письмо, стальной. 9. Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и в словах, в которых эти гласные обозначают два звука: [й'э], [й'о], [й'у], [й'а] [й'и]. Пример: Варенье, жильё, вьюга, беличья, муравьи.
10. Удвоенные согласные. В некоторых словах пишутся удвоенные согласные: бб, лл, мм, нн, пп, сс, рр. Запомни слова
Математика . Компоненты арифметических действий и их взаимосвязь.
1. Компоненты при сложении: 1слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
2. Компоненты при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
3. Назвать результаты всех действий: при сложении - сумма при вычитании - разность при умножении - произведение при делении – частное
4. Как найти неизвестное слагаемое? Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
5. Как найти неизвестное уменьшаемое? Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
6. Как найти неизвестное вычитаемое? Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
• Основы геометрии.
7. Прямая простирается в обе стороны до бесконечности. У неё нет ни начала, ни конца.
8. Отрезок – это часть прямой линии, ограниченная двумя точками – началом и концом. 9. Луч имеет начало (точку), ноне имеет конца.
10. Ломаной линией называется фигура, которая составлена из отрезков так, что конец одного отрезка является началом другого, конец второго- началом третьего и так далее.
11. Что такое квадрат? Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
12. Что такое прямоугольник? Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны.
13. Что такое треугольник? Треугольник – многоугольник, у которого три угла и три стороны.
10. Что такое четырёхугольник? Четырёхугольник – геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.
11. Единицы длины. Единицы длины - мм, см, дм, м, км.
12. Мера длины. 1см = 10мм 1дм = 10см
Как работать над задачей. 1. Прочитай внимательно условие задачи и представь то, о чём идёт речь. 2. Прочитай второй раз, простым карандашом подчеркни все цифры в задаче. 3. Читаем третий раз и на черновик выписываем всё, что известно. Сделай к ней схему или чертёж. 4. Читаем вопрос, подчёркиваем основные слова. 5. Начинаем рассуждать: В задаче известно, что……. Надо найти ….. Можно сразу ответить на вопрос….. Для этого надо, …. Записываем решение. Записываем ответ. Читаем вопрос, вместо слова СКОЛЬКО, подставляем полученное число.
Увеличить на …… + Уменьшить на …… - На сколько больше ? - На сколько меньше ? - Найти сумму + Найти разность - Увеличить в несколько раз • Уменьшить в несколько раз ˸ Во сколько раз больше ? ˸ Во сколько раз меньше ? ˸
Работа над ошибками по русскому языку в 1 классе. 1. Большая буква в начале предложения. Начало предложения пишется с большой буквы. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши ещё 1 предложение. Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады. 2. Знаки препинания в конце предложения. В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Выпиши предложение правильно. Придумай или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Делай так: Как тебя зовут? Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее добежит?
2. Большая буква в имени собственном. Имена, фамилии, отчества людей, названия рек, морей, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы. Выпиши слово правильно. Подчеркни большую букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Илья, Мурка, Волга.
3. Деление на слоги. Раздели слова на слоги. Запиши ещё 3 слова с таким же количеством слогов. Пример: во/ро/бей, у/чи/тель, то/ва/рищ, де/жур/ный. ЗАПОМНИ! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
5. Пропуск, перестановка, замена букв. Напиши слово 3 раза, раздели на слоги, поставь ударение, подчеркни место ошибки. Пример: строʹй/ка, строʹй/ка, строʹй/ка.
6. Словарные слова. Написать слово 3 раза, поставить ударение, разделить на слоги и подчеркнуть место ошибки. Пример: ре/бя́ʹ/та, ре/бя́ʹ/та, ре/бя́ʹ/та.
7. Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: малыши, машина, лыжи. ЗАПОМНИ! Слова с жи-ши пишутся с буквой и, слова с ча-ща пишутся с буквой а, слова с чу-щу пишутся с буквой у. 8. Сочетания чк, чн, нщ,щн. В сочетаниях чк, чн, нщ,щн мягкий знак не пишется. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: дочка, речка, мощный.
9. Мягкий знак – показатель мягкости. Запиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак двумя чертами, а согласную перед ним - одной чертой. Запиши ещё 3-5 слов на это правило. Пример: мальчик, большой, рысь, коньки.
Речь Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков. С помощью речи люди общаются. Речь бывает устная и письменная. Устная речь – это речь, которую мы произносим и слышим. Это звучащая речь, т.к. слова в устной речи состоят из звуков. Письменная речь – это речь написанная, т.к. слова в письменной речи состоят из написанных букв или других знаков (например, иероглифов). Звуки и буквы Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем, видим и называем. Буквы, кроме ь и ъ, обозначают звуки. АЛФАВИТ – это буквы, расположенные по порядку. У каждой буквы своё название и своё место в алфавите. Русский алфавит
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка эль эм эн о пэ эр эс краткое Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я тэ у эф ха цэ че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я знак знак В русском алфавите 33 буквы из них: 10 – гласные: а, о, у, ы, э, и, е, ё, ю, я. 21 – согласные: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, 2 буквы не обозначают звуков: ь, ъ. Звук на письме обозначается буквой. Звуки делятся на гласные и согласные.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Гласными называются звуки, состоящие из голоса. При произношении этих звуков выдыхаемый воздух свободно проходит во рту, без преград. Гласные образуют слог. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
а, о, у, э, ы – гласные первого ряда. Обозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют: мак, сыр. и, е, ё, ю, я – гласные второго ряда. Обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют: лес, кит.
Гласных звуков в русском языке 6: [а], [о], [и], [у], [ы], [э], а 4 гласных звука – е, ё, ю, я йотированные , так как они могут обозначать два звука– согласный звук Й и гласные звуки: е - [йˊэ]; ё - [йˊо]; ю - [йˊу]; я - [йˊа] в следующих случаях: 1) в начале слова, например: яма [йʹама] 2) после гласных звуков, например: июль [ийˊулˊ] 3) после разделительных ь и ъ, например: вьюга [вʹйʹуга], съёмка [сйʹомка] На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Согласными называются звуки, состоящие из голоса. При произнесении этих звуков выдыхаемый воздух встречает преграды : губы, зубы, язык. Произносятся с шумом и голосом или только с шумом. Согласные звуки не образуют слог. Согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Согласные звуки могут быть парные и непарные (по звонкости и глухости; по твёрдости и мягкости)
Характеристика согласных звуков:
Согласные звуки делятся на глухие и звонкие: звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом, а глухие согласные состоят только из голоса. Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло. Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [К] [П] [С] [Т] [Ф] [Х] [Ц] [Ч] [Ш] [Щ]. Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [Б] [В] [Г] [Д] [Ж] [З] [Й] [Л] [М] [Н] [Р].
В русском языке есть парные и непарные согласные звуки.
Непарные согласные звонкие звуки (сонорные, самые звонкие согласные) [л],[м],[н],[р],[йʹ]. Непарные согласные глухие звуки : [х], [ц] ,[ч], [щ]. По звонкости – глухости 12 согласных образуют 6 пар: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Это парные согласные.
Парные согласные звонкие звуки: [б], [в],[г],[д],[ж],[з]. Парные согласные глухие звуки: [п],[ф],[к],[т],[ш],[с].
Согласные звуки бывают парными и непарными по твёрдости и мягкости. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Согласные звуки [Б] [В] [Г] [Д] [З] [К] [Л] [М] [Н] [П] [Р] [С] [Т] [Ф] [Х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «А» «У» «О» «Э» «Ы») : мак, сыр. Мягкими (если после них стоят гласные буквы «И» «Е» «Ё» «Ю» «Я») : лес, кит. Всегда твердые согласные звуки : [Ж], [Ш], [Ц]. Всегда мягкие согласные: [Йʹ], [Чʹ],[Щʹ]. Непарные согласные звуки по твёрдости: [Ц]. Непарные согласные звуки по мягкости : [Ч], [Щ], [Йʹ]. Согласные ч, ш, щ, ж – шипящие.
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом. Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Текст и предложение. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Предложение начинается с большой буквы. В конце предложения нужно поставить точку, восклицательный или вопросительный знак. Если в предложении о чём-либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится точка. Например: Лиса живёт в норе. Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак. Например: Как красив у лисы пушистый хвост! Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак. Например: Кто такой пингвин ?
Текст – группа предложений, связанных по смыслу, записанные в определённом порядке. Тема – это о ком и о чём говорится в тексте. Главная мысль в тексте – это что говорится в тексте о предмете. Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста.
________________________________________________________________________
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
• Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что? Подчёркивается подлежащее одной чертой. Например: ( Кто?) Грачи улетели на юг. ( Что?) Горох растёт на огороде. • Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим, показывает, что говорится о подлежащем , и отвечает на вопросы: что делает? что делал? что делают? что сделает? что сделают? Сказуемое подчёркивают двумя чертами. Например: Грачи (что сделали?) улетели на юг.
Горох (что делает?) растёт на огороде. Запомни! Подлежащее и сказуемое – это основа предложения.
• Словосочетание – это два слова, связанных между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Например: (какие?) высокие ели
|