Проблема коррекции поведения детей всегда привлекала внимание мыслителей, великих людей и педагогов - новаторов. Еще Аристотель, говорил по этому поводу, что «Нравы портятся легче, чем исправляются», а Франсуа де Ларошфуко, утверждал: «Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить». Подходы в формировании поведения ребенка за счет реализации воспитательной работы в российских образовательных учреждениях были различны: от жестких мер наказания школьника за проступки, несоответствующие нормам, через оценивание его поведения, до желания понять, объяснить причины такого поведения и устранить их не причиняя ребенку вреда ни психического, ни тем более физического. Но для реализации направления такой работы нужно четко понимать, что же такое поведение - это деятельность и взаимодействие человека с окружающей средой, оцениваемые с точки зрения соответствия нравственным и правовым нормам [6, с.13]. Сущность этого определения предусматривает обязательное осуществление оценивания, либо реального, либо официального. Оценка — это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями, т. е. с определенными нормами, результатами и требованиям образовательного процесса [3, с. 15]. Оценка, это не отметка, и оценивают не только цифрами, но и словом, жестом, интонацией, мимикой. Поэтому оценка — это один из самых тонких инструментов воспитания. Самое главное поощрение и самое сильное... наказание в педагогическом труде. Она является наиболее острым инструментом, использование которого требует огромного умения и культуры. Выставление оценки — это искусство, соединение высокого профессионального мастерства учителя с его нравственными качествами. Главная цель оценки – стимулирование познания, которое влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. Конечно, внешнее оценивание необходимо на первоначальных этапах для развития умения по оцениванию самого себя, формированию критериев адекватной самооценки, чтобы ребенок мог ими правильно, объективно пользоваться и вне учебного заведения. Антон Павлович Чехов, утверждал, что: «человек станет лучше тогда, когда вы покажете ему, каков он есть», т. е. оцените его и дадите возможность ему посмотреть на себя со стороны, оценить себя. Г.К. Селевко, под самооценкой понимает оценку самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков. Так же, им выделены критерии самооценок: завышенной самооценки: переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других; правильной (адекватной) самооценки: знание себя, правильное отношение к другим; заниженной самооценки: недооценка своих возможностей, неуверенность, чувство тревоги [6, с.7]. Обобщая перечисленные критерии самооценки Г.К. Селевко сводит их к: «общечеловеческим нравственным нормам, полезности результатов действий, оценке окружающих людей». Формирование указанных критериев осуществляется последовательно и предполагает реализацию коррекционной работы. Коррекция (от лат. carrectio) – исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло; - это система мероприятий, направленная на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств педагогического и психологического воздействия, направленных на изменение поведения и развития личности человека [7, с.25]. П.Ф. Лесгафт сформулировал памятки для всесторонней самокоррекции поведения – «Волшебные пятёрки»: пять «надо» (как победить себя), пять «надо» для других, пять «можно», пять «нужно» для себя, пять «нельзя!», пять «хорошо», пять правил честности, пять правил дружбы и товарищества [6, с.14-15]. Самокоррекция и ее правила осуществляются и в оценочной деятельности педагога, реализации им педагогического контроля, тем более, что использование современных средств оценивания этому способствует. Рейтинг, мониторинг, тестирование, портфолио активно включают самого школьника в формирование объективной, осмысленной оценки, взаимооценки, сооценки, самооценки. Исследование вопросов коррекции поведения посредством современных средств оценивания получили отражение в работах Ш. А. Амонашвилли, А.А. Гина, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. А. Сухомлинского, М.П. Щетинина, в ходе которых было выявлено, что такая коррекция помогает поддерживать благоприятную обстановку в группе, способствует выработке таких качеств личности как ответственность за себя и товарища, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, следовать золотому правилу нравственности: «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».
Литература 1. Гин А.А., Камин АЛ. Ваше благородие, госпожа оценка//Первое сентября, приложение «Физика». 1997. №32. С. 27. 2. Селевко Г.К. Найди свой путь: Уч. пособие для предпрофильного обучения. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006. 3. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-7 классов. В помощь учителю: В 2-х кн. – М.: Школа – Пресс, 1998.