Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSЧетверг, 19.12.2024, 17:08 >Сайт учителя начальных классов  

                      Соколовой Галины Леонидовны

                                                                           город Новосибирск
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Сайт учителя начальных классов Бойченко Ирины Андреевны
Сайт живёт...
Поиск
Живой календарь
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 112
Мои любимые сайты
  • Сайт школы-гимназии № 10 города Рудного
  • Говорит и показывает десяточка
  • ProШколу.ru
  • Новый сайт о Рудном
  • Казахские сказки, легенды...
  • Сеть творческих учителей
  • Сайт для дошколят "Матвейка"
  • Всё для казахстанского дизайнера
  • Русско- казахский переводчик
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Учительский портал Учительский портал Методсовет Продленка Банк Интернет-портфолио учителей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Block title
    Калькулятор

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Сундучок педагогических идей » статьи, дидактический материал

    Формирование поведения
    [ Скачать с сервера (21.0 Kb) ] 07.11.2015, 17:23
    Формирование поведения — основная задача школы

    Проблема коррекции поведения детей всегда привлекала внимание мыслителей, великих людей и педагогов - новаторов. Еще Аристотель, говорил по этому поводу, что «Нравы портятся легче, чем исправляются», а Франсуа де Ларошфуко, утверждал: «Слабость характера – это единственный недостаток, который невозможно исправить».
    Подходы в формировании поведения ребенка за счет реализации воспитательной работы в российских образовательных учреждениях были различны: от жестких мер наказания школьника за проступки, несоответствующие нормам, через оценивание его поведения, до желания понять, объяснить причины такого поведения и устранить их не причиняя ребенку вреда ни психического, ни тем более физического.
    Но для реализации направления такой работы нужно четко понимать, что же такое поведение - это деятельность и взаимодействие человека с окружающей средой, оцениваемые с точки зрения соответствия нравственным и правовым нормам [6, с.13].
    Сущность этого определения предусматривает обязательное осуществление оценивания, либо реального, либо официального.
    Оценка — это процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями, т. е. с определенными нормами, результатами и требованиям образовательного процесса [3, с. 15]. Оценка, это не отметка, и оценивают не только цифрами, но и словом, жестом, интонацией, мимикой. Поэтому оценка — это один из самых тонких инструментов воспитания. Самое главное поощрение и самое сильное... наказание в педагогическом труде. Она является наиболее острым инструментом, использование которого требует огромного умения и культуры. Выставление оценки — это искусство, соединение высокого профессионального мастерства учителя с его нравственными качествами. Главная цель оценки – стимулирование познания, которое влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка. Конечно, внешнее оценивание необходимо на первоначальных этапах для развития умения по оцениванию самого себя, формированию критериев адекватной самооценки, чтобы ребенок мог ими правильно, объективно пользоваться и вне учебного заведения. Антон Павлович Чехов, утверждал, что: «человек станет лучше тогда, когда вы покажете ему, каков он есть», т. е. оцените его и дадите возможность ему посмотреть на себя со стороны, оценить себя.
    Г.К. Селевко, под самооценкой понимает оценку самого себя, своих качеств, достоинств и недостатков. Так же, им выделены критерии самооценок:
    завышенной самооценки: переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других;
    правильной (адекватной) самооценки: знание себя, правильное отношение к другим;
    заниженной самооценки: недооценка своих возможностей, неуверенность, чувство тревоги [6, с.7].
    Обобщая перечисленные критерии самооценки Г.К. Селевко сводит их к: «общечеловеческим нравственным нормам, полезности результатов действий, оценке окружающих людей».
    Формирование указанных критериев осуществляется последовательно и предполагает реализацию коррекционной работы.
    Коррекция (от лат. carrectio) – исправление, выправление характера изменения величины, протекания процесса с целью их поворота в требуемое русло; - это система мероприятий, направленная на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных средств педагогического и психологического воздействия, направленных на изменение поведения и развития личности человека [7, с.25]. П.Ф. Лесгафт сформулировал памятки для всесторонней самокоррекции поведения – «Волшебные пятёрки»: пять «надо» (как победить себя), пять «надо» для других, пять «можно», пять «нужно» для себя, пять «нельзя!», пять «хорошо», пять правил честности, пять правил дружбы и товарищества [6, с.14-15]. Самокоррекция и ее правила осуществляются и в оценочной деятельности педагога, реализации им педагогического контроля, тем более, что использование современных средств оценивания этому способствует. Рейтинг, мониторинг, тестирование, портфолио активно включают самого школьника в формирование объективной, осмысленной оценки, взаимооценки, сооценки, самооценки.
    Исследование вопросов коррекции поведения посредством современных средств оценивания получили отражение в работах Ш. А. Амонашвилли, А.А. Гина, П.Ф. Лесгафта, А.С. Макаренко, Г. К. Селевко, В. А. Сухомлинского, М.П. Щетинина, в ходе которых было выявлено, что такая коррекция помогает поддерживать благоприятную обстановку в группе, способствует выработке таких качеств личности как ответственность за себя и товарища, стремление прийти на помощь в трудной ситуации, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, следовать золотому правилу нравственности: «относись к другим так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе».

    Литература
    1. Гин А.А., Камин АЛ. Ваше благородие, госпожа оценка//Первое сентября, приложение «Физика». 1997. №32. С. 27.
    2. Селевко Г.К. Найди свой путь: Уч. пособие для предпрофильного обучения. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
    3. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-7 классов. В помощь учителю: В 2-х кн. – М.: Школа – Пресс, 1998.
    Категория: статьи, дидактический материал | Добавил: kuimovaob
    Просмотров: 464 | Загрузок: 21 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Сайт Соколовой Галины Леонидовны © 2024