Учитель начальных классов КГУ « Школа - гимназия имени академика
Е.А. Букетова»
Северо –Казахстанская область район Шал акына город Сергеевка
Исаченко Людмила Александровна
Классный час: «Хлеб всему голова»
Цель: 1. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу;
2. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;
3. Показать на примере классного часа, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.
Оформление: плакат (на доске) “Его величество – ХЛЕБ”.
Оборудование: выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, каравай, слайды “Хлеб – всему голова”; музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.
ХЛЕБ – драгоценность!
Им не сори…
Хлеба к обеду в меру бери.
Ход мероприятия.
- Хлеб! Какое краткое, но емкое слово?
- Хлеб! Он заключает в себе всю историю человечества!
- Хлеб! Он символ богатства!
-Есть хлеб – будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.
-Нет ничего превыше хлеба. В нем наш исток и наш итог. Как будто солнце льется с неба, пшеничный катится поток.
Мы поговорим сегодня с вами на очень наболевшую тему в нашем обществе. Иногда в коридоре или в урне можно увидеть недоеденную булочку или кусочек хлебушка, который валяется под ногами…
Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек. К сожалению это делаем мы.
Ученик :
Вот хлеб- высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной,
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно
А жатва, если зной или град?!
Их много- всяческих преград -
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
“Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит”.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:
Хлеб - батюшка, вода - матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлеб в закромах – счастье в домах,
Худ обед, коли, хлеба нет,
У кого хлебушко, у того и счастье.
Хлеб - наша гордость, наше богатство”.
Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?
Колосок 1. Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.
Колосок 2. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.
Колосок 3. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.
Колосок 4. В 11 веке выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сойки, куличи, пироги с разной начинкой.
Колосок 5. С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью, Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом – солью встречали самых дорогих гостей.
Ученик Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золочёной.
Шёл к тебе издалека!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нём здоровье наше, сила,
В нём – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Вот он, хлебушко душистый!
Вот он, тёплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нём здоровье, сила
В нём- чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В ней земли родимой соки
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Все: Вырастай богатырём
Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому что в хлебе много питательных веществ - белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельнос
ти человек получает от хлеба.
Коллективная перекличка: “Хвала тебе, хлеб!”
/декламация/
Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Золотой простор бескрайний -
Там работают комбайны.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился хлеб.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: “Берегите,
Берегите хлеб родной!” (хором)
Сценка:
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
- Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
- Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
- Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
- Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться.
Вывод: - Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
-Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.
- Сколько хлеба вы сможете съесть? Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.
В 1941 г.началась Великая Отечественная война. 8 сентября в 1941 году над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.
Подготовленный ученик: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. Хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125г. Хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных грамм. С огнём и кровью пополам.В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города..
Ученик: Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
( Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Учитель: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище -тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они всегда стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда…
-Многим известна печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится её дневник. В нём есть короткие трагические записи:
«Женя умерла 28-го декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25-го января в 3 ч. дня 1942 г.
Лёня умер 17 - го марта в 5 ч. утра I942 г.
Дядя Вася умер 13 - го апреля в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Лёша умер 10 -.го мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама - 13 -го мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
Умирающую Таню удалось вывести с детским домом в посёлок Шатки Горьковской обл., но истощённая голодом, девочка умерла.
Звучит «Реквием» В. А. Моцарта, на фоне музыки слова ведущего.
Учитель: - В Ленинграде это было в 50 - е годы - на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры и как - то резко остановилась всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что — то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что - то подняла и, прижав к груди, пошла обратно... Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, чт
о было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги - объяснить трудно. Видимо, кто -то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.
А потом у Р. Рождественского родились такие строки;
На Невском замерло движение...
Не ночью, нет - средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла -
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем...
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда
-И сына б я не потеряла.
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом в слезах.
И вечный, молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь...
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Подготовленный ученик: Закончилась война. Крепла страна. А хлеба всё ровно не хватало. В 1954 году началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.
Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана.
На освоение целины в Северный Казахстан прибыло 650 тысяч новосёлов.
Днём и ночью эшелонами шли техника, стройматериалы, горючее.
Люди распахивали новые земли, сеяли и строили посёлки.
Благодаря настойчивому и умелому мастерству целинников страна получала несколько миллиардов пудов хлеба ежегодно.
Для тех, кто приехал сюда надолго строились посёлки с жилыми домами, клубом, школой, больницей, прокладывались линии электропередач, линии связи. И степь ожила.
А работа хлебороба шла своим чередом. Это не только распашка, посев, уход за зерновыми, но и работа в животноводстве, строительство баз, сенокос.
Вот так целинники прославляли страну на весь мир. Они знали о том, что целина – это хлеб и жизнь.
Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Учитель: -В нашей стране, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные ночи за хлебом, которым неведомо чувство голода, не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, желудей, семян лебеды и др. суррогатов. Так будем же помнить народную мудрость: «Хлеб - всей жизни голова».Всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб, и низко поклонимся им.
– На столах у вас лежат колосья. Запишите на них самые важные слова, которые вы бы отнесли к хлебу.
Ученик:
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной
И расти под небом светлым
Строен и высок
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок
-----------------
|