Урок литературы в 4 классе
Тема: М. Ауэзов «Сирота»
Цель: Познакомить с произведением М.Ауэзова "Сирота". Задачи: Обучающий аспект: Обучать навыкам анализа художественного произведения, умению работать с текстом,анализировать характер и поступки героев. Учить сравнивать двух героев из разных произведений и разных авторов, строить речь в определённой композиционной форме. Развивающий аспект: Развивать творческое воображение, учить детей видеть и чувствовать мир через слово, музыку и рисунок. Воспитательный аспект: Воспитывать отзывчивость, милосердие, сострадание, душевность. Вызывать эмоциональный отклик на прочитанное.
Ход урока I Орг. момент
II Постановка целей урока
Сегодня на уроке литературы мы продолжим работу над рассказом М. Ауэзова «Сирота», которую начали на прошлом уроке. На доске: Мухтар Ауэзов ( 1897 – 1961 ) « Сирота» Этот рассказ повествует о……….( жизни мальчика Касыма ) Почему рассказ называется « Сирота» ?
III Проверка домашнего задания Дома вы готовили пересказ о жизни мальчика, о его переживаниях от 1ряд от имени бабушки Касыма 2 ряд от имени Касыма 3 ряд пересказ увиденного тремя путниками IV Анализ произведения по вопросам: - Как вы думаете, смерть Касыма была закономерной (т.е . постепенной, угасающей) или внезапной ? Кто виноват в смерти мальчика? ( Смерть Касыма была закономерной: одинокий ребёнок, не встретивший ни от кого ласки и понимания, постепенно умирал еже при жизни) Подтвердите словами из текста ( Всё погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту: « Касым и с виду стал похож на маленького старичка, и душа его с каждым днём дряхлела») Всё погасло, как гаснет солнце на закате, и сплошной мрак окружил сироту. Почему автор ставит как бы зависимость жизни Касыма от солнца? ( Солнце – это источник света и тепла: только после заката солнца и наступления темноты ( своеобразная « смерть» дня) мальчик покидает этот мир. Касым же не дождался хотя бы понимания. - С чего начинается рассказ? ( связъ с природой) только природа переживает вместе с Касымом - Найдите описание природы в начале текста ( ПЕЙЗАЖ) нарисованные иллюстрации - Соответствует ли оно настроению сироты? - Сравните пейзажи в начале и в конце рассказа. В чём их разница? ( Природа вместе с Касымом увядала, день мерк, солнышка не было, всё было мрачно, страшно, так было и на душе Касыма. ) В конце же рассказа как итог рванул ветер, туча догнала путников и хлестнул дождь, сверкнула молния.) иллюстрации - Какую роль играют в рассказе три всадника? Сейчас вы прослушаете два музыкальных фрагмента. Попробуйте понять тему музыки, и подобрать отрывок из рассказа ( можно своими словами ) Объяснить почему? - Что вы почувствовали слушая эту музыку? V Сравнительная характеристика двух героев В этом году мы изучали ( знакомились с ещё одним рассказом о несчастном ребёнке Кто это? Автор? Виктор Гюго ( 1802 – 1885 ) Сравните двух героев Работа в парах у доски ) Найдите общее и различие ( самое основное) Круги Эллера Венна Касым Козетта - Эти два писателя жили в одно время? ( Один жил в 20 веке, а другой в 19 веке) Но они поднимали один и тот же вопрос, одну и туже проблему А в нашем 21 веке изменилось ли что нибудь относительно этой проблемы? ( Да, и в наше время многие дети остаются сиротами. Но наше государство заботится о них, создаются детские дома семейного типа, где ребята чувствуют себя, как в настоящей семье, многие люди, которые не имеют своих детей, усыновляют таких ребят) VI Чтение отзывов VII Итог: - Ребята , как вы относитесь к концовке рассказа, не кажется ли она вам очень ужасающей? Д/З Придумать другую концовку рассказа
Оценивание
|