Урок по познанию мира 2класс
Тема урока: Семья
Основные понятия. Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
Видеоряд. Семейные фотографии детей. Семя фасоли (или зёрнышко).
Аудиоряд. Стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин».
Оформление доски. Слайдовая презентация.
Ход урока.
I. Присоединение детей к теме урока.
Учитель:
-Этот урок, дети, мы проведём необычно , сидя за одним столом. В тесноте, да не в обиде.
- Кто сегодня утром сказал вам ласковое слово? Какое?
- Кому вы сказали?
- Как можно одним словом назвать вас и ваших родных, живущих вместе? (Семья.)
Учитель:
- Вы улыбаетесь! Ваши глаза светятся радостью. Вы представили своих родных, вспомнили их родные голоса, почувствовали радость от общения с ними.
- Что можете рассказать о своей семье?
(Дети рассматривают семейные фотографии на экране, рассказывают о своей семье.)
II. Беседа с элементами практической деятельности.
Учитель:
- Как вы думаете, что такое семья?
Семья. Это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты – желанный ребёнок. Здесь тебе дали святое имя.
- О чём напоминает слово «семья»? Как об этом говорит автор? (Ученик читает текст)
Учитель:
- Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное, даёт росток. На нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.
Когда твои родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.
Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божией. Вот почему жених и невеста от родителей получали благословение, а от Бога – венчание.
Семья крепнет и превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки.
Учитель: Нарисуйте, как из маленького семени, посаженного в землю, появляется росток, а на нём расцветают первые цветочки. Сколько цветочков – столько сынков и дочек. Расскажите, что вы нарисовали?
Учитель: Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.
У каждого в семье есть свои обязанности. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом – достаток и благополучие.
- Назовите друг другу свои обязанности в семье.
Учитель: Постоянные мысли о тебе, даже если ты не рядом; молитва о твоём здоровье, успехе, счастье. Лад, ладушки, ладошки, ладить… Всё это добрые признаки семьи.
- Наложите ладонь на чистый лист бумаги, обведите её, впишите в контуры пальчиков имена родных, которые вас любят.
- Расскажите, за что вас любят в семье. А вы?
Стихотворение В. Берестова «Любили тебя без особых причин».
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на маму и папу похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
- Какие слова в стихотворении тронули ваше сердце?
- Как вы понимаете смысл слов: «И эта любовь до конца твоих дней останется тайной опорой твоей»?
- Послушайте рассказ, какова главная мысль?
Было у матери семь дочерей.
Однажды ей нужно было уехать на месяц. Вернулась домой и слышит, как дочери говорят.
Первая дочь: «Я соскучилась».
Вторая дочь: «Я ждала».
Третья дочь: «Я плакала».
Четвёртая дочь: «Мне трудно без тебя».
Пятая дочь: «Ты мне снилась».
Шестая дочь: «Я встречала тебя».
Седьмая дочь ничего не сказала. Хотя ей надо было очень много. Она помогла маме снять обувь, поставила стул, налила чая.
- Очень важно своими поступками, а не только словами доказывать свою любовь.
Учитель:
- Дети, вы знаете, что отношения в семье бывают разными. Не секрет, что иногда мы огорчаем своих родных. Ведь по одному человеку обо всей семье судят.
- Каким должен быть член семьи, чтобы молва о семье была доброй?
- Прочитайте некоторые качества человека, записанные на экране, и выберите ценные для себя. (Слова записаны на экране).
- Подумайте о себе молча: «А я какой (ая)?
Учитель:
- Как важно иногда поговорить с самим собой, со своей совестью. Это обязательно поможет вам в жизни, чтобы быть нужным семье, ближним своим, беречь своё и чужое доброе имя.
Автор учебника предлагает помнить мудрую заповедь. Прочитайте её.
Что значит почитать родителей?
Почитать (уважать) родителей – значит:
- в детстве их слушаться;
- в молодости – советоваться;
- в зрелом возрасте заботиться.
Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям?»
III. Заключительный этап.
Учитель даёт каждому ученику в руки фасольку (или зёрнышко). На экране появляется запись:
Я за всё расплачусь – посажу семена,
И ростки доброты воспрянут.
И проявится жизни моей цена –
В том, как люди меня помянут.
Прочитайте вопрос:
- Что в будущем я могу сделать для того, чтобы моя семья была крепкой и дружной?
Учитель: Фасольки наполнились добрыми, сердечными качествами, которые ценили наши предки. Ценим их мы и сейчас и надеемся, что эти качества сохранятся в будущем. Возможно, вы фасольку потеряете, а может быть посадите и понаблюдаете за ее ростом, ухаживая за растением как за родным.
IV. Домашнее задание.
|