Ход урока.
1.Орг.момент
Прозвенел, звонок весёлый
Вы готовы? Всё готово?
Мы, сейчас не отдыхаем,
Мы, работать начинаем!
2.Актулизация знаний
- Сегодня на уроке мы начинаем изучать новый раздел, прочитайте на доске название этого раздела.
"Мы и наше здоровье"
Приём прогнозирование.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить при изучении этого раздела?
( Мы будем говорить о здоровье, как сохранить здоровье, чего не нужно делать, чтобы сохранить здоровье.)
- Давайте сравним наши предложения с темами предложенными авторами учебника этого раздела.
( Открывают учебники на стр. 127)
- Давайте расшифруем тему нашего урока. Буквы перепутались, соберите слова из букв.
- Прочитайте тему нашего урока.
3.Выявление места и причины затруднения
- Почему каждому из нас важно знать, как устроен организм человека?
( Ответы детей).
- К этому вопросу мы вернемся в конце урока, дополним ответ.
- В толковом словаре дается толкование словосочетания
Организм человека - это система органов, связанных между собой.
- Сегодня на уроке мы и будем выяснять, что входит в эту систему и как называются эти системы.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Посмотрите друг на друга. Рассмотрите как устроено тело человека снаружи.
- У вас на партах лежат листочки, возьмите лист №1. Подпишите части тела человека.
(Учащиеся работают в группах. Подписывают части тела ).
- Теперь подпишите части тела на доске.
- Поднимите руки и кого так же как у меня. Возьмите листочки № __ и поставьте себе оценку "5".
- Поднимите руки у кого допущены ошибки, поставьте себе ....
Физминутка.
1. Кивните мне головой.
2. Покажите, где находится ваша шея.
3. Пощупайте свою грудную клетку.
4. Повернитесь ко мне спиной.
5. Погладьте себя по животу.
6. Поднимите правую руку вверх.
7.Поднимите левую руку вверх.
8. Попрыгайте на правой ноге.
9. Попрыгайте на левой ноге.
- Молодцы, я вижу, что вы хорошо знаете все части своего тела.
- А как по другому назвать руки? ноги? (верхние и нижние конечности)
- А называется строение человека снаружи - внешнее строение. (Учитель вывешивает табличку внешнее.)
- Мы рассмотрели внешнее строение человека.
- Каково же внутреннее строение человека?
(Работа в группах, подписывают органы человека на рисунке).
- Перечислите органы человека, которые вы вспомнили. (Называют органы и подписывают на интер.доске).
- Такое строение человека называется - внутренним строение человека.
- Все органы здорового человека действуют в организме согласовано, сложено. Как вы это понимаете?
- Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.
- Каждая группа изучает предложенную ей систему органов, и готовится нам рассказать о ней.
Работа в группах. Выступление учащихся.
- Сейчас мы послушаем выступления каждой группы и будем составлять "Кластер" - из которого будет видно, что входит в понятие "Организм человека".
Нервная система.
Управляет деятельностью всего организма нервная система. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов. Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.
Дыхательная система
Всю жизнь человек дышит, т.е. вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух поступает в легкие. Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.
Кровеносная система
Сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.
Изучи по рисунку строение пищеварительной системы.
Измельчение и переваривание пищи в организме обеспечивает пищеварительная система.
Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник. Там заканчивается ее переваривание. Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Большую роль в пищеварении играет печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения,- желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу.
Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опрой тела, а так же защищает многие внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг.
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости. Это происходит по команде мозга.
Скелет и мышцы образуют порно - двигательную систему.
Орган зрения. С помощью глаз мы получаем сведения об окружающем мире: какого цвета цветок, какого цвета небо и т.д..
Орган слуха. С помощью ушей человек слышит все звуки: слышим друг друга, слышим пение птиц.
Орган обаяния. С помощью носа - мы чувствуем запахи.
Орган вкуса. С помощью языка - мы различаем вкус пищи.
Орган осязания. Кожа помогает нам определить твердое или мягкое тело, гладкий или шершавый предмет.
Физминутка
Медвежата в чаще жили,
Головой они крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
А потом они плясали, лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так.
- Строение тела человека изучает наука - анатомия, а работу ее органов - физиология человека.
- Как вы думаете, всегда ли люди знали, как устроено тело человека?
Рассказ учителя о ученом - физиологе И.И.Павлове.
5.Реализация способа действия
- Давайте подведем итог урока.
- На столах лежат листочки, установите соответствие правой и левой колонки. Соедините с помощью стрелочек.
Работа в группах.
- Давайте проверим.
- Давайте обратимся к нашему "Кластеру". Что же такое организм человека? Что входит в это понятие? (Ответы детей)
- Вернемся к нашему вопросу, который мы поставили в начале урока
- Почему каждому из нас важно знать, как устроен организм человека?
( Учащиеся дополняют ответ на вопрос).
6. Рефлексия
Я сегодня на уроке узнал____________________________________
Я буду теперь знать_________________________________________
|