Урок музыки в 4 классе. Тема урока: Музыкальные краски СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА.
Цель урока: Закрепить и обобщить знания учащихся о красках симфонического оркестра.
Тип урока: Комбинированный урок
Используемое оборудование: • Презентация; • Карточки с заданиями • Тексты песен
Аудиозаписи: - фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра; - фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра; В.А Моцарт Симфония №40, соль минор - Й. Гайдн. Детская симфония. Л.В. Бетховен. «Пасторальная симфония» П.И. Чайковский. Увертюра к балету «Щелкунчик»(видео) - Песня А.Ермолова «Музыка рисует дождь»
План урока: 1. Орг. Момент, приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Обобщение материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов.
Ход урока:
1.Организация начала урока Начинается урок, звучит симфония Моцарта № 40 ( слайд №1). Музыкальное приветствие( «Добрый день»)
2. Постановка цели занятия перед учащимися.(Музыка Моцарта)
- Добрый день ребята! Мы сегодня с вами совершим путешествие в удивительную страну - «Симфоническую музыку». В начале урока прозвучало уже знакомое нам произведение, назовите его. (-симфония В.А.Моцарта № 40).( слайд №1)
- Кто исполнил это музыкальное произведение? (Оркестр.)
- На основе опорных слов, которые вы видите на слайде, поставьте самостоятельно цели и задачи сегодняшнего урока.(Ответы детей) ( слайд №2)
- Урок сегодня мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре, сравним его звучание со звучанием других оркестров, узнаем многие секреты яркого, красочного звучания симфонического оркестра.
- Как мы назовём этот урок? (Ответы детей) ( слайд №3)
- Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: «Музыкальные краски симфонического оркестра»
- Скажите, что означало слово «орхестра» в древней Греции?( слайд №3) (Древние греки словом «орхестра» обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты, танцоры и хор.)
-Как сейчас выглядит оркестр? (Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.) ( слайд №4)
-Что нового внес в звучание оркестра венский композитор Й. Гайдн? (слайд №5) (Разделил инструменты по группам и тембру.)
- Чтобы определить краски симфонического оркестра нам необходимо выполнить ряд практических заданий. После каждого задания мы будем подводить итог - оценивать свои ответы баллами в оценочных листах. Каждый правильный ответ оцениваем одним баллом. Работаем парами.
- А теперь подробнее рассмотрим внешний вид симфонического оркестра. Вот так расположил инструменты оркестра Й.Гайдн. ( слайд №6)
-Назовите основные группы инструментов симфонического оркестра?(Струнная, духовая, ударная).Что такое тембр?(Окраска голоса инструмента).
1. Подпишите, к какой группе по тембру принадлежат следующие инструменты оркестра (слайд№7) скрипка, альт, виолончель, контрабас. струнная флейта, кларнет, гобой, фагот. деревянная духовая труба, тромбон, валторна, туба. медная духовая треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон. ударная фортепиано, орган, арфа, челеста. дополнительная Проверка на слайде. Выставляем баллы в оценочный лист в графу «Определить группу инструментов» . -Верно, ребята. Однажды Гайдн дирижировал оркестром в Лондоне. (слайд№8) Ему было известно, что многие англичане ходят на концерты не столько послушать музыку, сколько по традиции. Некоторые лондонские посетители концертных залов приобрели привычку засыпать в своих удобных креслах во время исполнения. Это очень огорчало композитора, и он решил проучить равнодушных слушателей. Месть была остроумной. Специально Гайдн написал новую симфонию, в которой кроме уже привычных инструментов оркестра в ней используются обычные детские игрушки — кукушка, барабан, трещотка, труба. - Догадайтесь, какое название дал композитор этой симфонии. («Детская») –- Верно – это «Детская симфония» или ` «Симфония игрушек» (слайд№9) - оригинальное шуточное произведение. Наверняка, Гайдн просто не хотел, чтобы слушатели засыпали на его концертах. (звучит «Детская симфония»). 2 Игра «Третий лишний». (слайд№10) Найти третий лишний инструмент: У. - Из ряда инструментов нужно зачеркнуть инструмент, не соответствующий остальным по тембру: • Труба, валторна, флейта • Литавры, арфа, тарелки • Скрипка, контрабас, треугольник . • Барабан, альт, тарелки. - Проверяем: не соответствуют по тембру: флейта, арфа и саксофон, альт. – За каждый правильный ответ добавляем еще по одному баллу. - Итак: по тембру между собой отличаются не только инструменты и их группы, но и целые оркестры. - Какие существуют виды оркестров? (Ответы). 3. У. - А теперь небольшая «Звучащая викторина».(слайд №11) -Сейчас вы услышите несколько фрагментов, по которым вам нужно определить какой оркестр звучит? Какой оркестр звучит?(ставим цифру). эстрадный оркестр военный(духовой )оркестр камерный оркестр, оркестр народных инструментов ударный оркестр симфонический оркестр Проверяем, 1- ударный оркестр,2- камерный,3- симфонический, 4- народный, 5-эстрадный,6- военный. Итак, оцениваем данное задание от 1-5 баллов. Отмечаем результат в оценочном листе в графе «Определить вид оркестра на слух»- 4.Перед вами таблица(слайд№12) «Определить вид оркестра по описанию», в которой перечислены группы инструментов. Нам с вами необходимо определить, какому оркестру принадлежит этот состав инструментов. Внизу вы можете найти ответ с помощью слов-подсказок. Название оркестра Состав оркестра Симфонический оркестр 1. Струнные смычковые 2. Арфа (как дополнительный инструмент) 3. Духовые (деревянные, медные) 4. Ударные Эстрадный оркестр 1.Струнные смычковые (контрабас звучит без смычка, пиццикато) 2. Духовые (медные, деревянные) 3. Ударные (основа оркестра) 4.Электроинструменты Военный (духовой) 1. Духовые медные 2. Духовые деревянные 3. Ударные Джазовый оркестр 1.Духовые (медные, деревянные) 2. Ударные 3. Фортепиано 4. Контрабас( пиццикато) Камерный Струнные смычковые Оркестр народных инструментов 1. Струнные 2. Духовые 3. Ударные 4. Язычковые Ударный оркестр Ударные СЛОВА ПОМОЩНИКИ: симфонический оркестр, военный оркестр, эстрадный оркестр ,военный(духовой )оркестр, камерный оркестр, оркестр народных инструментов, ударный оркестр. Подводим итог этому заданию от 1до7 баллов. Отмечаем количество набранных баллов в оценочном листе «Определить вид оркестра по описанию». -Итак. Какая яркая краска оркестра помогла нам определить музыкальные инструменты, группы инструментов и целый оркестр? (-Тембр). 5.-«Ударный оркестр» ( слайд №13) . Я сыграю вам несколько звуков. Какое впечатление у вас вызывает такая музыка?(Никакого). –Какая группа инструментов является основой джазового и эстрадного оркестра?(-Ударная). Сейчас мы с вами будем выступать в роли ударного оркестра. Музыканты очень ловко играют с различными ритмами и очень тонко их чувствуют. Будьте внимательны, сейчас я буду играть на фортепиано джазовую пьесу, а вы будете ритмическим сопровождением. Там, где я буду делать остановки вам необходимо заполнить паузу ударами в ладоши, ну а сколько ударов попробуйте просто почувствовать.(Регтайм) За такое исполнение можно смело добавить еще один балл. Подведем итог этому заданию. Какое средство музыкальной выразительности сделало эту пьесу такой веселой и задорной?(-Ритм) 6. И вопрос от знатоков: какой духовой инструмент оркестра настраивает всех музыкантов? ( слайд №14) Слова –помощники: Скрипка, труба, гобой. Проверяем. Правильно- гобой. И в наш оценочный лист вносим еще один балл. У. – Итак, гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Вдруг наступает тишина и все и приветствуют человека, входящего на сцену. ДИРИЖЕР(слайд№15) –Правильно. Дирижер всегда идёт из глубины сцены через весь оркестр и как бы говорит:"Я не откуда-то со стороны,- я выхожу к вам, уважаемые слушатели, я буду говорить с вами от имени всех этих музыкантов"." Я буду играть на оркестре". Если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. (Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик») (Слайд №16 видео) 7. Продолжите следующую фразу: «Дирижер управляет оркестром…,(Слайд №17): 1. …с помощью палочки, партитуры, движений рук? 2. …с помощью жестов, палочки, мимики? 3. …с помощью дирижерской палочки, жестов, мимики и взгляда. Правильным будет последний ответ и мы добавляем еще один балл в наши листы оценивания. У. - А сейчас послушайте: -Слышны отдаленные раскаты грома. Вот он гремит все сильнее и сильнее, сверкают молнии, начинается ливень, шум дождя все усиливается. Начинается гроза. А теперь посмотрите на картину художника Дюккера «Приближение грозы(Слайд №18). Какими средствами пользуется художник, чтобы изобразить грозу?(Ответы) - А теперь прислушайтесь! Гром изображают литавры. Шум дождя передают контрабасы и виолончели. Скрипки и флейты играют так, что кажется, будто бешено завывает ветер. Напряжение в музыке достигается звучанием всего оркестра, которое называется- «тутти». Звучит Симфония №6 , Л.В. Бетховена.(слайд №19) (Слайд №20) 8.Перечислите средства музыкальной выразительности, которые помогли нарисовать эту музыкальную картину? 1.Темп, динамика, тутти. 2. Мелодия, тембр, темп, ритм. 3. Мелодия, тембр, темп, ритм, динамика, тутти. Правильный третий ответ и мы добавляем еще один балл в последнюю графу. Подведение итогов. Нужно подсчитать общее количество баллов и подвести итог совместной работе. Результаты можно выставить по следующей шкале в листе оценивания. ( слайд №21). 23-25 баллов- оценка 5; 20-22 балла- оценка 4; 15-19 баллов- оценка-3. Лист оценивания- шкала баллов(Слайд №18). Итак, что мы с вами узнали, какие средства музыкальной выразительности делают оркестр ярким?(-Тембр, динамика, темп, ритм,тутти) (Слайд №22), закрепили знания о симфоническом оркестре, научились – отличать инструменты и виды оркестров по тембру. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Симфоническая музыка настраивает на размышления, будит фантазию, делает нас чище и добрее. Представим, что мы в Древней Греции и наш класс это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор. И завершим урок красивой песней «МУЗЫКА рисует дождь». (Слайд № 19) А Ермолов «Музыка рисует дождь» Закрыто небо тучами с утра, Не слышно ветра – где-то он гуляет. Как на картине летняя пора: Чуть струны тронь – и музыка играет. Как на картине летняя пора: Чуть струны тронь – и музыка играет. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь, Палитру красок подобрав, Раскроет музыкальный нрав. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь, Палитру красок подобрав, Раскроет музыкальный нрав. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь. Так, говорят, перед грозой бывает Безветренная, тихая погода: По небу молний зарево сверкает, И гром ворчит, и ждёт дождя природа. По небу молний зарево сверкает, И гром ворчит, и ждёт дождя природа. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь, Палитру красок подобрав, Раскроет музыкальный нрав. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь, Палитру красок подобрав, Раскроет музыкальный нрав. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь, Палитру красок подобрав, Раскроет музыкальный нрав. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь, Палитру красок подобрав, Раскроет музыкальный нрав. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь. Прислушайся, и ты поймёшь, Как музыка рисует дождь.
|