Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSСреда, 26.04.2017, 10:58 >Сайт учителя начальных классов  

                      Соколовой Галины Леонидовны

                                                                           город Новосибирск
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Сайт учителя начальных классов Бойченко Ирины Андреевны
Сайт живёт...
Поиск
Живой календарь
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Мои любимые сайты
  • Сайт школы-гимназии № 10 города Рудного
  • Говорит и показывает десяточка
  • ProШколу.ru
  • Новый сайт о Рудном
  • Казахские сказки, легенды...
  • Сеть творческих учителей
  • Сайт для дошколят "Матвейка"
  • Всё для казахстанского дизайнера
  • Русско- казахский переводчик
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Учительский портал Учительский портал Методсовет Продленка Банк Интернет-портфолио учителей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Block title
    Калькулятор

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Сундучок педагогических идей » внеклассная работа

    Классный час "Хлеб - всему голова"
    [ Скачать с сервера (23.3Kb) ] 06.12.2014, 21:38

    Учитель начальных классов КГУ « Школа - гимназия имени академика 
    Е.А. Букетова» 
    Северо –Казахстанская область район Шал акына город Сергеевка
    Исаченко Людмила Александровна
                          Классный час: «Хлеб всему голова»
    Цель: 1. Воспитывать у детей чувство бережного отношения к хлебу;
    2. Утвердить в сердцах детей общечеловеческие ценности: любовь, милосердие, трудолюбие, сострадание, благородство, уважение к людям труда;
    3. Показать на примере классного часа, что хлеб всегда был, есть и будет главным на столе.
    Оформление: плакат (на доске) “Его величество – ХЛЕБ”. 
    Оборудование: выставка книг о хлебе, карточки с пословицами, каравай, слайды “Хлеб – всему голова”; музыкальное сопровождение, рисунки учащихся.

    ХЛЕБ – драгоценность!
    Им не сори…
    Хлеба к обеду в меру бери.


    Ход мероприятия.
    - Хлеб! Какое краткое, но емкое слово?
    - Хлеб! Он заключает в себе всю историю человечества!
    - Хлеб! Он символ богатства!
    -Есть хлеб – будет жизнь! Хлеб и жизнь, эти два слова всегда стоят рядом. Вечна жизнь, вечен хлеб. Они неотделимы друг от друга.
    -Нет ничего превыше хлеба. В нем наш исток и наш итог. Как будто солнце льется с неба, пшеничный катится поток. 
    Мы поговорим сегодня с вами на очень наболевшую тему в нашем обществе. Иногда в коридоре или в урне можно увидеть недоеденную булочку или кусочек хлебушка, который валяется под ногами… 
    Не задумываясь, мы можем просто пнуть или поддеть ногой хлебушек. К сожалению это делаем мы. 
    Ученик : 
                    Вот хлеб- высок, румян и свеж.
                    Его ты ежедневно ешь:
                    Орловский, рижский, заварной,
                    Пшеничный любишь и ржаной,
                    Не забывай же никогда,
                    Какого стоило труда
                    Поднять тугую целину
                    Плугами в трудную весну,
                    Удобрить землю под зерно,
                    Чтоб в колос выбилось оно
                    А жатва, если зной или град?!
                    Их много- всяческих преград -
                    Преодолеть нам суждено,
                    Запомни же, как дважды два,
                    Народной мудрости слова:
                    “Кто хлебушком не дорожит,
                    Тот мимо жизни пробежит”.
                    И если ты не глух, не слеп,
                    Цени народный, трудный хлеб.
     
     Не случайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:
    Хлеб - батюшка, вода - матушка. 
    Худ обед, когда хлеба нет. 
    Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлеб в закромах – счастье в домах,
    Худ обед, коли, хлеба нет, 
    У кого хлебушко, у того и счастье.
     Хлеб - наша гордость, наше богатство”.
    Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю. Как пришёл ты к людям, хлеб?
    Колосок 1. Было это давным-давно. Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полянам и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.
    Колосок 2. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась на земле эпоха хлебопечения.
    Колосок 3. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получалась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать.
    Колосок 4. В 11 веке выпекали хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба, пекли и хлеб из пшеничной муки, сойки, куличи, пироги с разной начинкой.
    Колосок 5. С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем и самой жизнью, Недаром у многих народов в древности хлеб, как золото и солнце, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, хлебом – солью встречали самых дорогих гостей.
    Ученик Пышный, мягкий, пропеченный,
                   Подрумяненный слегка,
                   Хлеб с горбушкой золочёной.
                   Шёл к тебе издалека!
                   В каждый дом, на каждый стол
                   Он пожаловал, пришёл,
                   В нём здоровье наше, сила,
                   В нём – чудесное тепло.
                   Сколько рук его растило,
                   Сохраняло, берегло!
    Вот он, хлебушко душистый!
    Вот он, тёплый, золотистый!
    В каждый дом, на каждый стол
    Он пожаловал, пришел.
    В нём здоровье, сила
    В нём- чудесное тепло. 
    Сколько рук его растило,
    Охраняло, берегло.
    В ней земли родимой соки
    Солнца свет весёлый в нём. 
    Уплетай за обе щёки
    Все: Вырастай богатырём
    Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому что в хлебе много питательных веществ - белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые - медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 граммов хлеба, а при тяжелой работе - 800 граммов. Почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельнос
     ти человек получает от хлеба. 
    Коллективная перекличка: “Хвала тебе, хлеб!”
    /декламация/
     
    Только снег сошел в апреле,
    Как поля зазеленели.
    Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
    Золотой простор бескрайний -
    Там работают комбайны.
    Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
    Вот зерно течет рекой,
    Чтобы сделаться мукой.
    Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
    Тесто кружится в квашне,
    Запекается в огне.
    Мы говорим: “Хлеб!” (хором)
    Ешь его, расти и помни:
    В мире нет труда огромней,
    Чтоб на стол к тебе явился хлеб.
    Зерна наших дней, светитесь
    Позолотою резной.
    Говорим мы: “Берегите,
    Берегите хлеб родной!” (хором)
     
    Сценка:
    Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: 
    - Фу, какой плохой хлеб!
    Бабушка рассердилась и стала поучать внучку: 
    - Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
    - А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить. 
    - Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка. 
    - Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой. 
    Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала: 
    - Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться.

    Вывод: - Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца - самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь. 
    -Мы привыкли к хлебу, как к воздуху. И пока мы не думаем о нем ежеминутно, значит, в жизни все обстоит благополучно, потому что отсутствие хлеба, как и здоровья, замечаешь, когда его нет.
    - Сколько хлеба вы сможете съесть? Сколько захочется. И вы даже не понимаете, как может быть иначе.
     В 1941 г.началась Великая Отечественная война. 8 сентября в 1941 году над г. Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длинной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн.887 тыс. человек.
    Подготовленный ученик: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паёк: рабочие стали получать в сутки 250 г. Хлеба, а неработающие (служащие, иждивенцы, дети) – по 125г. Хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. Сто двадцать пять блокадных грамм. С огнём и кровью пополам.В музее Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города.. 
    Ученик: Я помню хлеб, 
    военный, горький,
    Он весь почти из лебеды.
    В нем в каждой крошке,
    В каждой корке
    Был горький вкус людской беды.
    На той беде замешан круто
    Нелегкий хлеб нелегких дней,
    Но как сладка была минута,
    Когда кусок в руке моей
    Посыпан был щепоткой соли,
    Приправлен маминой слезой.
    Я есть хотел, а мама с болью
    Взгляд отводила стороной.
    Как горе было гостем частым
    ( Им были детства дни полны),
    Особо помню я, что счастью
    Был равен горький хлеб войны.
     
    Учитель: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище -тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они всегда стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда…
    -Многим известна печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится её дневник. В нём есть короткие трагические записи: 
    «Женя умерла 28-го декабря в 12 часов утра 1941 г. 
    Бабушка умерла 25-го января в 3 ч. дня 1942 г. 
    Лёня умер 17 - го марта в 5 ч. утра I942 г.
    Дядя Вася умер 13 - го апреля в 2 ч. ночи 1942 г.
    Дядя Лёша умер 10 -.го мая в 4 ч. дня 1942 г.
    Мама - 13 -го мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 г.
    Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»
    Умирающую Таню удалось вывести с детским домом в посёлок Шатки Горьковской обл., но истощённая голодом, девочка умерла.
    Звучит «Реквием» В. А. Моцарта, на фоне музыки слова ведущего.
    Учитель: - В Ленинграде это было в 50 - е годы - на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры и как - то резко остановилась всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что — то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что - то подняла и, прижав к груди, пошла обратно... Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, чт
     о было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги - объяснить трудно. Видимо, кто -то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.
    А потом у Р. Рождественского родились такие строки;
     
    На Невском замерло движение...
    Не ночью, нет - средь бела дня.
    На мостовой, как изваянье,
    Фигура женщины видна.
    Там, на дороге, как во сне,
    Седая женщина стояла -
    В её протянутых руках
    Горбушка чёрная лежала.
    Нет, не горбушка, а кусок,
    Обезображенный бездушьем,
    Размятый множеством машин
    И всё забывшим равнодушьем...
    А женщина держала хлеб
    И с дрожью в голосе шептала:
    Кусочек этот бы тогда 
    -И сына б я не потеряла. 
    Кто осквернил? Кто позабыл? 
    Блокады страшные года... 
    Кто, бросив на дорогу хлеб, 
    Забыл, как умирал сосед? 
    Детей голодные глаза 
    С застывшим ужасом в слезах. 
    И вечный, молчаливый стон 
    Терзает память тех времён. 
    Им не достался тот кусок, 
    Лежащий здесь - у ваших ног. 
    Кусок, не подаривший жизнь... 
    Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь. 
    Кто предал хлеб?
     
    Подготовленный ученик: Закончилась война. Крепла страна. А хлеба всё ровно не хватало. В 1954 году началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины. 
    Вот почему взрослые вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город Астана. 
    На освоение целины в Северный Казахстан прибыло 650 тысяч новосёлов.
    Днём и ночью эшелонами шли техника, стройматериалы, горючее.
    Люди распахивали новые земли, сеяли и строили посёлки.
    Благодаря настойчивому и умелому мастерству целинников страна получала несколько миллиардов пудов хлеба ежегодно. 
    Для тех, кто приехал сюда надолго строились посёлки с жилыми домами, клубом, школой, больницей, прокладывались линии электропередач, линии связи. И степь ожила.
    А работа хлебороба шла своим чередом. Это не только распашка, посев, уход за зерновыми, но и работа в животноводстве, строительство баз, сенокос.
    Вот так целинники прославляли страну на весь мир. Они знали о том, что целина – это хлеб и жизнь.

    Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
    Видишь, пробивается хлебный стебелек.
    Сколько в это зернышко вложено труда,
    Знают только солнышко, ветер да вода…
    Учитель: -В нашей стране, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные ночи за хлебом, которым неведомо чувство голода, не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, желудей, семян лебеды и др. суррогатов. Так будем же помнить народную мудрость: «Хлеб - всей жизни голова».Всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб, и низко поклонимся им.
    – На столах у вас лежат колосья. Запишите на них самые важные слова, которые вы бы отнесли к хлебу.
    Ученик:
     
    В каждом зернышке пшеницы 
    Летом и зимой
    Сила солнышка хранится 
    И земли родной
    И расти под небом светлым 
    Строен и высок
    Словно Родина бессмертный, 
    Хлебный колосок
    -----------------

    Категория: внеклассная работа | Добавил: Aleks
    Просмотров: 675 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Сайт Соколовой Галины Леонидовны © 2017