Л.И. Ткалина, воспитатель МБДОУ « Волоконовский детский сад № 4 «Теремок» п. Волоконовка, Белгородской область
Раньше преемственность считали инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи первично полученных знаний по определенной программе. Декларировалось, что, с одной стороны - дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка – дошкольника и развивает накопленный им потенциал. В результате работы в условиях реализации инновационных образовательных технологий стал, не обходим переход от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. Но многие не имеют единого представления о понятии «преемственность», что вызывает разногласия в данном направлении. Для учителя школы преемственность – это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Они считают, что ребенок приходит к ним без понятий правил и норм школьного поведения. Воспитатели в свою очередь недовольны. Для них обеспечить преемственность - это подготовить детей так, что бы когда они перейду в следующее звено образовательной среды к ним было как можно меньше претензий. Педагоги дошкольного образования считают, что дают каждому ребенку то количество знаний, которое школа должна развивать дальше, а не дублировать. Родители не применяя термина «преемственность», осознаю его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему можно, не обращая внимание на то, что те достижения в дошкольном детстве, именно сейчас имеют огромное значение в его развитии. Данное решение проблемы было передано психологам. С их точки зрения «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, другими словами готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики. Многие заблуждаются думая, что преемственность между дошкольным и школьным образованием должна заключаться только как подготовка детей к обучению. Для того чтобы как то смягчит этот переход, учителя должны более глубоко ознакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, что бы оказать помощь первоклассникам в адаптации к новым для них условиям. Воспитатель в свою очередь обязан познакомится с теми требованиями и нормами предъявляемыми к их воспитанникам в образовательном учреждении и стараться более тесно контактировать со школой для решения проблемы. Для объедания всех заинтересованных лиц, воспитателями нашего детского сада « Теремок» был разработан научно - практический подход в организации подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной педагогической работы. Опираясь на современную трактовку понятия «преемственность», которое в настоящее время дается более развернуто - как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», были определены дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы. Данное направление осуществлялась с учетом условий договора о сотрудничестве между образовательными организациями МБОУ «Волоконовская СОШ №2» и МБДОУ детского сада № 4 «Теремок». В соответствии с необходимыми требованиями нами была проведена следующая работа: 1. Были согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы. Так же был проведен анализ модели выпускника дошкольника и первоклассника МБОУ «Волоконоская СОШ №2». 2. Совместно с образовательным учреждением созданы сопряженные учебные планы и программы, на примере программ дополнительного образования учитывая преемственность в реализации данных направлений в ДОУ – МБОУ. На протяжении 4 – х лет реализации Программы развития ДОУ воспитатели выпускных групп отслеживают необходимость тех способностей, развитие которых обеспечивает «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. 3.Администрацией и педагогом – психологом нашего детского сада и школой согласованы нормы и критерии оценки способностей детей на промежуточных этапах обучения. По итогам данной работы подвелись результаты и были озвучены на совместном педсовете где присутствовали представители детского дошкольного учреждения и образовательной школы по преемственности. Определенны причины дезадаптации. Сделаны выводы, полученные в результате обсуждения проблемных вопросов, решение которых послужит основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы в данном направлении. В течении работы проводились мониторинги. Мониторинг «Психологическая готовность детей к школе» Уровень Интеллектуальная готовность Мотивационная готовность Моторно -зрительная готовность Волевая готовность 2013/14 2014/15 2015/16 2013/14 2014/15 2015/16 2013/14 2014/15 2015/16 2013/14 2014/15 2015/16 Высокий 50 60 62 65 90 88 55 55 52 60 84 88 Средний 40 40 37 33 10 12 25 25 36 32 12 12 Низкий 10 - 1 2 - - 2 2 - 8 4 - Можно отследить, что количество детей с высоким уровнем обучения увеличилось на 4%, со средним - снизилось на 12%, ниже среднего - осталось на том же уровне, низкого – в последний год нет. Учителя начальных классов Волоконовской СОШ №2 за период отслеживания становления личностных качеств выпускников детского сада №4 «Теремок» с 2013–2016 г.г. отмечают высокий уровень эмоционально – положительного отношения к окружающей миру, трудолюбию, любознательности и самостоятельности. В мониторингах видна положительная динамика адаптации к обучению выпускников детского сада с 2013–2016 г.г. это позволяет сделать вывод, что проведенная работа дает положительные результаты. И без сомнения данную работу следует продолжить и в дальнейшем.
Литература
1.От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с. 2.О.А.Соломенникова, Н.А.Баранникова «Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения» //Н.Ш.№ 2, 2008 г., с.3 3.Люблинская А.А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 1956. - № 8. – С. 23-27.