Л.В.Колова
Заместитель директора по УВР
ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»
Теоретические и методологические подходы педагога к формированию ФГ у младших школьников
Педколлектив десятой школы-гимназии ориентирован в своей деятельности на успех. Сегодня мы хотим поделится опытом своей работы по выполнению главного социального заказа общества по формированию функционально грамотной личности.
В национальном плане действий по формированию функциональной грамотности школьников
на 2012-2016 годы обозначены механизмы реализации для создания условий развития функциональной грамотности:
- обновление стандартов образования и учебных программ;
- обновление форм методов и технологий обучения;
- развитие системы оценки результатов обучения школьников;
- обеспечение активного участия родителей в воспитании и образовании детей;
- развитие дополнительного образования.
Одна из важнейших задач стоящих перед педагогами – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
Давайте попробуем это выяснить оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".
(Участникам семинара предлагается распределится на три группы выбрав один из предложенных цветов и на листах выполняют задания.)
Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать личностные качества.
(2 мин, высказывают своё мнение)
- Любознательность, интерес, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность.
Задание для 2 группы: Подберите слова синонимы к слову "функционировать".
- Работать, действовать, внедрять, применять...
Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".
- Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
— фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.
Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)
-Так что же такое функциональная грамотность?
В Национальном плане действий по формированию функциональной грамотности на 2012-2016 годы она определена как один из важнейших результатов образования, который подразумевает способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В принятом Стандарте 12-летнего образования, который сориентирован на реализацию модели компетентностного образования, национальные ценности и цели образования сформулированы в виде базовых компетенций и жизненных ролей:
•доброжелательный человек;
•заботливый член семьи;
•творческая индивидуальность;
•ответственный гражданин;
•здоровая и совершенствующаяся личность.
Давайте вернёмся к словам: Что объединяет эти слова?
- Остаётся Ь- ?
- Какую проблему увидели? (Как сформировать, развить функциональную грамотность?)
Основные грани личности характеризуют базовые компетенции , способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя как части мира. Они как ориентир становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли образования.
Общая цель конкретизируется через цель среднего образования. Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.
Исходя из этого положения, можно построить своеобразную пирамиду, в основании которой будут лежать знания, умения и навыки (т.е. предметные компетенции) – фундамент,
далее – ключевые компетенции (информационная, коммуникативная, разрешения проблем – они создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм),
и на вершине – функциональная грамотность(способность функционировать в системе социальных отношений)
Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, счёту и т. д., поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функционально грамотной личности.
А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями.
Компетентностный подход даёт возможность усилить личностную ориентацию содержания образования и сделать его более практико - ориентированным. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является не просто наращивание объёма знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности, т.е. расширение и обогащение индивидуальной копилки способов действия, средств деятельности, поведенческих операций в нестандартных ситуациях.
Авторы концепции развития универсальных учебных действий (научный руководитель А.Г. Асмолов) подчёркивают, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Авторы выделяют четыре блока основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, формирование которых возможно в ходе образовательного процесса, при условии владения педагогом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий выделили некоторые принципы организации этого процесса:
– процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения педагогов и детей носят личностный характер;
– учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;
– учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
– школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Таким образом, мы пришли к выводу, что
1) сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;
2) составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.
В образовательном процессе они могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:
– обучение носит деятельностный характер;
– учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты
своей деятельности;
– предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
– правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
– используются продуктивные формы групповой работы;
3) для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные,«субъект-субъектные», личностно
ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
– проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
– технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
– технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);
– обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
– уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя –
помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
– информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
– технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов, соответствующую их возрастной ступени.
Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством ёё формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных согласно приведенной выше схеме, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
В плане сказано «…педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.»
План функциональной грамотности определил 3 области формирования грамотности:
- грамотности чтения ;
- естественнонаучной грамотности;
- математической грамотности .
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
общая структура математической грамотности в контексте сущности понятия функциональной грамотности когнитивная и операционально-технологическая составляющие математической грамотности - информационная, логическая, методологическая, практическая.
Процесс формирования функциональной математической грамотности, деятельностного математического знания в широкой трактовке носит непрерывный характер и присутствует при изучении любого курса математики, каждой темы, на каждом уроке.
Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.
Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
Управление процессом формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях предполагает:
- полное овладение учителем фундаментальными знаниями по функциональной грамотности,
- понимания функциональной грамотности как целостной системы, развитие которой обеспечивается опорой на субъектный опыт учащихся,
- знания новых составляющих функциональной грамотности учащихся (коммуникативной грамотности, компьютерной грамотности, экологической грамотности, экономической грамотности, правовой грамотности и др.) и освоения технологий по их формированию.
В рекомендациях ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования функционально грамотным считается человек, который «….может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины».
Базисные учебные требования функциональной грамотности включают такие существенные инструменты жизнедеятельности человека как:
- умение читать и понимать прочитанное,
- работа с информацией; устная речь;
- счет;
- умение выявлять, ставить и решать проблемы;
- активное участие в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития;
- операционные знания, навыки, оценки и позиции, востребованные в процессе человеческого существования и направленные на то, чтобы суметь выжить и наиболее полно развить свои способности, улучшать качество своей жизни, принимать обоснованные решения и продолжать учиться.
Основой функциональной грамотности являются ключевые компетенции, которые требуются для полной грамотности и для обучения в течение всей жизни в любой форме. Ключевые компетенции включают овладение практическим знанием, способами решения проблем и умениями, важными для жизни (универсальными учебными действиями), представляют собой не только заложенные школой знания, отношения и умения, но также способность справляться с функциональными задачами и повседневными потребностями, неважно, были ли развиты эти компетенции в формальном или неформальном образовании, или в процессе приобретения индивидуального опыта в разнообразных учебных ситуациях.
Проблема формирования функциональной грамотности учащихся основной школы в процессе организации их учебно-познавательной деятельности и преподавания отдельных учебных предметов раскрывается в аспектах системности, целостности, активности, вариативности образовательной деятельности учащихся и учителей в процессе освоения различных предметных областей, требующих определенного уровня самостоятельности, ответственности и при использовании технологического подхода.
В чем заключается свойство?
Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
|