Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПонедельник, 21.08.2017, 01:57 >Сайт учителя начальных классов  

                      Соколовой Галины Леонидовны

                                                                           город Новосибирск
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
Меню сайта
Форма входа
Друзья сайта
Сайт учителя начальных классов Бойченко Ирины Андреевны
Сайт живёт...
Поиск
Живой календарь
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 109
Мои любимые сайты
  • Сайт школы-гимназии № 10 города Рудного
  • Говорит и показывает десяточка
  • ProШколу.ru
  • Новый сайт о Рудном
  • Казахские сказки, легенды...
  • Сеть творческих учителей
  • Сайт для дошколят "Матвейка"
  • Всё для казахстанского дизайнера
  • Русско- казахский переводчик
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Учительский портал Учительский портал Методсовет Продленка Банк Интернет-портфолио учителей
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Block title
    Калькулятор

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Сундучок педагогических идей » разное

    Теоретические и методологические подходы педагога к формированию ФГ у младших школьников
    [ Скачать с сервера (694.6Kb) ] 26.03.2014, 17:48

    Л.В.Колова

    Заместитель директора по УВР

    ГУ «Школа-гимназия № 10 города Рудного»

     Теоретические и методологические подходы педагога к формированию ФГ  у младших школьников

           Педколлектив десятой школы-гимназии ориентирован в своей деятельности на успех. Сегодня мы хотим поделится опытом своей работы по выполнению главного социального заказа общества по формированию функционально грамотной личности.

    В национальном плане действий по формированию функциональной грамотности школьников

    на 2012-2016 годы обозначены механизмы реализации для создания условий развития функциональной грамотности:

    • обновление стандартов образования и учебных программ;
    • обновление форм методов и технологий обучения;
    • развитие системы оценки результатов обучения школьников;
    • обеспечение активного участия родителей в воспитании и образовании детей;
    • развитие дополнительного образования.

          Одна из важнейших задач стоящих перед педагогами – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?

     

          Давайте попробуем это выяснить оттолкнувшись от понятий "личность", "функционировать", "грамотность".

          (Участникам семинара предлагается распределится на три группы выбрав один из предложенных цветов и на листах выполняют задания.)

    Задание для 1 группы: Используя каждую букву слова "личность" записать http://deti-moskvy.ru/wp-content/uploads/2010/10/rebenok-formuly.jpgличностные качества.

    (2 мин, высказывают своё мнение)

    - Любознательность, интерес, человечность, нестандартность, ответственность, самостоятельность.

     

    Задание для 2 группы: Подберите слова синонимы к слову "функционировать".

    - Работать, действовать, внедрять, применять...

     

    Задание для 3 группы: Дайте определение слову "грамотность".

    - Грамотность  — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.

                               — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

       Опираясь на наши результаты работы, попробуйте сформулировать "функционально грамотная личность" (это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач)

     

    -Так что же такое функциональная грамотность?

    В Национальном плане действий по формированию функциональной грамотности на 2012-2016 годы она определена как один из важнейших результатов образования, который подразумевает способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений,  максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

    В принятом Стандарте 12-летнего образования, который  сориентирован на реализацию модели компетентностного образования,  национальные ценности и цели образования сформулированы в виде базовых компетенций  и  жизненных ролей:

    •доброжелательный человек;

    •заботливый член семьи;

    •творческая индивидуальность;

    •ответственный гражданин;

    •здоровая и совершенствующаяся личность.

     

    Давайте  вернёмся к словам: Что объединяет эти слова?

     -  Остаётся Ь- ?

     - Какую проблему увидели? (Как сформировать, развить функциональную грамотность?)

     

    Основные грани личности характеризуют базовые компетенции ,  способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя как части мира. Они как ориентир становятся стержнем жизнетворчества каждого человека, жизнедеятельности общества в целом, а также основанием для усиления созидательной роли  образования.

    Общая цель конкретизируется через цель среднего образования.  Цель среднего образования  заключается в  обеспечении  развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний  в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

    Исходя из этого положения, можно построить своеобразную пирамиду, в основании которой будут лежать знания, умения и навыки (т.е. предметные компетенции) – фундамент,

    далее – ключевые компетенции (информационная, коммуникативная, разрешения проблем – они создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития  социальных и поведенческих норм),

    и на вершине – функциональная грамотность(способность функционировать в системе социальных отношений)

          

         Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, счёту и т. д., поэтому развитие общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных) – путь к функционально грамотной личности.

         

     

    А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями.

        Компетентностный подход даёт возможность усилить личностную ориентацию содержания образования и сделать его более практико - ориентированным. В связи с этим в рамках компетентностного подхода доминирующим является не просто наращивание объёма знаний, а приобретение разностороннего опыта деятельности, т.е. расширение и обогащение индивидуальной копилки способов действия, средств деятельности, поведенческих операций в нестандартных ситуациях.

      Авторы концепции развития универсальных учебных действий (научный руководитель А.Г. Асмолов) подчёркивают, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Авторы выделяют четыре блока основных видов универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные, формирование которых возможно в ходе образовательного процесса, при условии владения педагогом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель – ученик», «ученик – ученик») и внедрения соответствующих психолого-педагогических технологий выделили некоторые принципы организации этого процесса:

    – процесс образования приводит к наилучшим результатам, если взаимоотношения педагогов и детей носят личностный характер;

    – учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии;

    – учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

    – школы активно поддерживают исследования учеников в области  сложных глобальных проблем.

     

    Таким образом, мы пришли к выводу, что

    1) сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений;

    2) составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные.

     В образовательном процессе они могут быть приобретены учеником, если соблюдены следующие условия:

    – обучение носит деятельностный характер;

    – учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты

    своей деятельности;

    – предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;

    – правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;

    – используются продуктивные формы групповой работы;

    3) для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные,«субъект-субъектные», личностно

    ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

    – проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

    – технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

    – технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

    – обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

    – уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя –

    помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

    – информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

    – технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

          Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов, соответствующую их возрастной ступени.

     

        Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством ёё формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются - интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.

      Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

    Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, организованных согласно приведенной выше схеме, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

    В плане сказано «…педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях.»

    План функциональной грамотности определил 3 области формирования грамотности:

    • грамотности чтения ;
    • естественнонаучной грамотности;
    • математической грамотности .

    Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

     

    общая структура математической грамотности в контексте сущности понятия функциональной грамотности когнитивная и операционально-технологическая составляющие математической грамотности - информационная, логическая, методологическая, практическая.

    Процесс формирования функциональной математической грамотности, деятельностного математического знания в широкой трактовке носит непрерывный характер и присутствует при изучении любого курса математики, каждой темы, на каждом уроке.

     

    Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.

     

     

    Математическая грамотность - степень способности определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику в целях удовлетворения  потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему человеку.

     

     Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

      

    Грамотность чтения - степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.  Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

     

     Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

    Управление процессом формирования функциональной грамотности учащихся в образовательных учреждениях предполагает:

    • полное овладение учителем фундаментальными знаниями по  функциональной грамотности,
    • понимания функциональной грамотности как целостной системы, развитие которой обеспечивается  опорой на субъектный опыт учащихся,
    • знания новых составляющих функциональной грамотности учащихся (коммуникативной грамотности, компьютерной грамотности, экологической грамотности, экономической грамотности, правовой грамотности и др.) и освоения технологий по их формированию.

    В рекомендациях ЮНЕСКО о международной стандартизации статистики образования  функционально грамотным считается человек, который «….может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общины и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общины».

    Базисные учебные требования функциональной грамотности включают такие существенные инструменты жизнедеятельности человека как: 

    • умение читать и понимать прочитанное,
    • работа с информацией; устная речь;
    • счет;
    • умение выявлять, ставить и решать проблемы;
    • активное участие в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития;
    • операционные знания, навыки, оценки и позиции, востребованные в процессе человеческого существования и направленные на то, чтобы суметь выжить и наиболее полно развить свои способности, улучшать качество своей жизни, принимать обоснованные решения и продолжать учиться.

    Основой функциональной грамотности являются ключевые компетенции, которые требуются для полной грамотности и для обучения в течение всей жизни в любой форме. Ключевые компетенции включают овладение практическим знанием, способами решения проблем и умениями, важными для жизни (универсальными учебными действиями),  представляют собой не только заложенные школой знания, отношения и умения, но также способность справляться с функциональными задачами и повседневными потребностями, неважно, были ли развиты  эти компетенции в формальном или неформальном образовании, или в процессе приобретения индивидуального опыта в разнообразных учебных ситуациях.

    Проблема формирования функциональной грамотности учащихся основной школы в процессе организации их учебно-познавательной деятельности и преподавания отдельных учебных предметов раскрывается в аспектах системности, целостности, активности,  вариативности образовательной деятельности учащихся и учителей в процессе освоения различных предметных областей, требующих определенного уровня самостоятельности, ответственности и при использовании технологического подхода.

     

    В чем заключается свойство?

     

    Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

     

    Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.

     

     

     

     

     

     

    Категория: разное | Добавил: сокол-галка
    Просмотров: 2343 | Загрузок: 203 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1  
    This is a neat sumrmay. Thanks for sharing!

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Сайт Соколовой Галины Леонидовны © 2017